В федеральных стандартах общего образования 2 поколения подчёркивается, что развитие личности – смысл и цель современного образования, а к системе образования предъявляются требования формирующегося информационного общества. Это означает, что исключительно важным становится воспитание человека способного эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, быть активным участниками преобразователем культурно- нравственной жизни своей страны.
Современный школьный музей является уникальной точкой преломления культуры и образования, который занимается не только сохранением, но и трансляцией наиболее значимой для обучающихся и для общества информацией. Школьный музей является одним из действенных средств обучения и воспитания научного познания и самореализации личности. Об этом говорит то, что музей принимает активное участие в организации и проведении во всех массовых школьных мероприятиях. Статус школы нацеливает обратить внимание на краеведческую деятельность. Краеведение в школе — одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, способствующее углублению знаний, эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию школьников, развитию их интересов и способностей. Краеведческая работа развивает интерес и любовь не только к родному району, селу, но и к различным видам деятельности: поисковой работе, подбору материалов, написанию и составлению радиопередач, участие в подготовке и проведении встреч с ветеранами войны и труда и т. д. Все это способствует развитию устной и письменной речи, навыков индивидуального публичного выступления.
Целью работы музея на 2024-2025 учебный год является создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края. Задачами являются формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами ЭКРК в содержании образования на всех ступенях обучения, продолжение мониторинга результатов деятельности школьного музея, обобщение опыта работы школьного музея через публикации, круглые столы, участие в практико-ориентированных семинарах различного уровня.
Основными методами работы с обучающимися являются проектные, исследовательские и метод диалога культур. Целесообразные формы работы: экскурсии, экспедиции, музейные уроки, Уроки Мужества, Уроки Памяти, конкурсы, дидактические спектакли, театрализации, викторины, стендовые и экспозиционные выставки, научные конференции. Деятельность музея позволяет педагогам реализовать требования ФГОС 2 поколения путем привлечения обучающихся к проектно — исследовательской деятельности, подготовке самостоятельных работ к урокам, в формировании положительного личностного отношения к окружающей действительности. Таким образом, школьный музей помогает в решении общеобразовательных задач школы в деле формирования ключевых компетенций обучающихся.